Translate

пятница, 27 апреля 2018 г.


 Методика проведения подвижных игр на уроках РКИ.

Из опыта работы.
 Всем известно, что на раннем этапе овладения русским языком  игра является наиболее эффективной формой обучения. С помощью игры у учеников развивается интерес к иноязычному общению, расширяется словарная  база (словарь, речевые клише, фразы), формируются речевые механизмы.

Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают  повышенный интерес и положительные эмоции.. Они позволяют решать учебные задачи в атмосфере заинтересованности и активности. В ситуации игры процессы восприятия, понимания и усвоения протекают в сознании учеников  более точно и быстро.
Существуют сюжетно-дидактические, развлекательные, занимательные и подвижные игры, являющиеся важным звеном в методиках обучения. Их основная цель – смена деятельности, полноценный и эффективный психологический отдых. Такие игры  могут проводиться в классе, на улице, могут принимать и другие формы. Подвижные развлекательные игры поднимают общий тонус, улучшают самочувствие. Психотехнические оздоровительные игры создают настрой на обучение, психологическую готовность для усвоения больших объёмов информации.
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
Обучающая функция – развитие умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различной модальности; развитие навыков владения иностранным языком.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.
Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Чтобы подвижная игра   на уроках русского языка прошла успешно, следует учитывать некоторые условия и хорошо подготовить её.
  1. Следует заранее продумать, отвечает ли игра цели данной темы занятия.
  2. Игра должна строиться на материале, который знаком ученика. Накануне или перед началом игры полезно повторить его.
  3. Игра должна служить для закрепления или повторения учебного материала. Не рекомендуется использовать игру для изучения нового материала, так как учащиеся будут делать много ошибок, и это нарушит течение игры.
  4. Правила игры нужно формулировать коротко и ясно.
  5. Полезна, прежде всего, та игра, в которую может играть большое количество учащихся.
  6. В каждую команду лучше включать учеников с различной подготовкой, чтобы по возможности в командах были равные силы.
  7. По окончании игры обязательно подводятся итоги. Активных участников игры следует похвалить.
  8. К использованию игры в каждом случае надо подходить творчески: решать, что в этой игре может увлечь  учащихся, что будет полезно повторить. Преподаватель может изменить условия игры, упростить или усложнить задание, учитывая подготовленность группы.
Классификация игр может носить различный характер, однако чаще всего игра развивает  языковые и/или  коммуникативные навыки..
Основное  назначение коммуникативных игр – организация языкового общения. Они представляют собой учебные задания, в ходе которых формируются или совершенствуются речевые навыки.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется только в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции. К словесным играм относятся игры-загадки, стихи и рифмовки, «Снежный ком» и т.д.
В отличие от всех вышеперечисленных игр, подвижные игры развивают не только мыслительную, но и физическую активность. Они   могут использоваться на уроках русского языка с целью закрепления и тренировки языкового материала различного плана.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учеников, способствуют осознанному освоению русского языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Урок-игра в 6 классе на закрепление и повторение лексики
Мною был  спланирован   урок-игра  на закрепление пройденного материала в  6 классе (второй год обучения) по теме ,, Дружба” ( текст ,,Добрая хозяюшка “).Урок по методике проведения подвижных игр на уроке РКИ   был проведён  и смоделирован с учётом лексических навыков моих учеников.

Из 45 минут сами игры  заняли 30 минут. В начале урока, после  организационного момента ,я   ознакомила учеников с инструкциями  проведения игр, разделила класс на команды и вывела во двор ,за 7 минут  до окончания урока я построила учеников по командам, завела в класс, дала свои комментарии и  домашнее задание — ,,Составьте 10 предложений с теми словами, которые прозвучали в ходе урока-игры.”
  • Мы провели две игры — Игру-эстафету с сигнальными карточками  по теме урока  и подвижную игру ,,Два круга” на повторение программной  лексики ,,Продолжи  тему —  скажи слово”.
Ученики закончили изучать тему ,, Дружба”  и текст ,,Добрая хозяюшка “, умеют  устно задавать вопросы по тексту  и отвечать  на вопросы по теме.
  • Игра-эстафета с сигнальными карточками .
Цель:  повторение и закрепление пройденного материала.
Организация игры:2 команды по 8-12 человек, 2 помощника и 1 ведущий.


Ученики выходят из здания школы, разделившись на команды:
Инструкция : Класс делится на две команды , перед каждой командой стоит ученик и держит в руке сигнальную карточку, 1-зелёную( ответ- ,,Да”) ,
1- красную ( ответ — ,,Нет” ).
Ведущий  по очереди задаёт вопросы ученикам .Например:
-У девочки была курочка?
Если ответ правильный, в данном случае- ,,Да”, то ученик бежит  к тому помощнику, который держит  зелёную сигнальную карточку( ответ- ,,Да”), а затем бежит к своей команде и становится в конец.
-У девочки был котёнок?
Если ответ правильный, в данном случае- ,,Нет”, то ученик бежит  к тому помощнику, который держит  красную сигнальную карточку( ответ- ,,Нет”), а затем бежит к своей команде и становится в конец.
Если ученик ошибся, он  заменяет помощников или выходит из игры.
Игра прекращается тогда, когда все ученики ответили на вопрос ведущего.
Время :
Время  проведения игры-эстафеты в классе из 23 учеников – 15 минут.
Ресурсы: сигнальные карточки или флажки, цвет которых хорошо различим с далёкого расстояния.


  • Подвижная игра ,,Два круга
Цель:  повторение и закрепление пройденных лексических тем.
Организация игры: Все ученики  образуют один большой круг, проигравшие в первом раунде по мере выбывания  перебегают во второй круг  и продолжают игру.
Инструкция :Ведущий  держит мяч ,говорит только первое слово и передаёт его следующему игроку. Учащиеся должны  продолжить цепочку слов, например, доска, парта, мел…. и передать мяч. Если ученик не может продолжить цепочку , он  передаёт  мяч следующему игроку, а сам быстро перебегает во второй круг и продолжает игру во втором раунде.  Так в игровой форме  можно  повторить  несколько учебных тем. На моём уроке за 15 минут мы повторили 7 программных тем.
Победителями являются те  несколько учеников, ( на  моём уроке-4 игрока), которые остались в первом круге.
Время :15 мин.
Ресурсы: 2 мяча.

 Все ученики с большим удовольствием принимают  участие в различных  интерактивных и подвижных играх , которые я периодически провожу  во всех 5-10 классах, это заметно  повышает интерес  к  изучению русского языка  в грузинской школе.
Правильно подобранные игровые приёмы способствуют повышению мотивации к изучению русского языка, создают доброжелательную атмосферу на уроке, снимают психологический языковой барьер и служат в дальнейшем основой для организации различных видов деятельности.
Умелое сочетание игр разных видов делает урок русского языка интересным, позволяет учащимся-иностранцам быть активными на протяжении всего занятия, благодаря чему  учащиеся достигают высоких результатов в обучении.
       Автор-Наталия  Кочладзе

1 комментарий: