Translate

пятница, 5 января 2018 г.

Развитие коммуникативных способностей на уроках русского языка                                                                                                


                                                                    
  Автор – Наталия Кочладзе

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Развивать эти способности можно и нужно на всех занятиях, но особенно на уроках  родного и иностранных языков.
В грузинской школе на уроках РКИ перед  преподавателями стоит непростая задача – научить входить в коммуникацию на иностранном языке  и развить способности:

формулировать высказывания;
 учитывать разные мнения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать  свой лексический запас;
строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.

Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в общении с родителями, сестрами, братьями, дедушками и бабушками и продолжается на протяжении всей жизни. Следует помнить о влиянии характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие ребенка. И задача школы и родителей – научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание и умение общаться.

Что такое эффективное общение?

Общение – это прежде всего процесс установления контактов. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Только общаясь с другим человеком, мы можем лучше узнать особенности его характера и поведения, достоинства и недостатки.  Благодаря общению мы заводим себе друзей, получаем нужную нам информацию, можем совершать совместные дела.
Очень важно общение в семье,
 когда взрослые  помогают детям  разобраться с домашним заданием (словесное, вербальное общение). Но не менее важно просто   обнять своего  ребенка (невербальное, физическое общение). Таким образом, каждый элемент взаимоотношений с детьми  является  необходимым элементом общения с ним, так как  в ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Вместе с тем ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует уже имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки.

Я хочу общаться

Первая составляющая гласит: «Я хочу общаться». Еще ее можно назвать «область желания». Она включает в себя потребность в общении, а  без такого желания общение в принципе невозможно. Если желание общаться у ребенка отсутствует или недостаточно развито, то ребенок замкнут и стремится большую часть времени провести в одиночестве.

Я знаю, как общаться
Вторая составляющая коммуникативных способностей «Я знаю, как общаться». Ее можно назвать – область знаний. Эта составляющая определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о номах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступать в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. 

Я умею общаться

Роль преподавателя-русиста здесь  особенно важна на всех ступенях обучения. Сюда включается умение  использовать словарный запас, адресовать сообщение и привлечь внимание собеседника, умение доброжелательно вести беседу и уже на базовом уровне аргументировать свои рассуждения.
На уроках  русского языка очень эффективно проводить игры , которые  развивают у учащихся  навыки общения и расширяют их лексику.
Вот несколько игр и активностей, которые можно использовать для  развития коммуникативных способностей  учащихся.

1)Игра ,,Пары”.
Инструкция :
Класс делится на пары.
Каждой паре учитель даёт ситуативную установку. Например, пара Лука и Нина.
Лука победил на олимпиаде по математике. Нина должна выразить одобрение, подобрать слова и жесты,  чтобы похвалить его .( вербальное   и невербальное выражение эмоций)
На уроке спорта Нина  упала, ушибла ногу  и поэтому  не смогла выступить на соревновании - Утешьте её  и  поддержите.
В зависимости от ступени обучения, преподаватель сам решает, дать или нет возможные  варианты ответов.

2) Построение рассуждений по теме

Инструкция :
Класс делится на группы.
Каждой группе учитель даёт ситуативную установку. Например:
 Вы находитесь на берегу  моря и наблюдаете закат солнца . Каждый участник  группы должен высказать восторг  -
Как красиво!
Я в восторге!
Это прекрасно!

3) Игра  ,,Продолжите ряд”

Инструкция :
Класс делится на группы.
Каждой группе учитель даёт ситуативную установку. Например:
Опишите по группам, продолжив  ряд:
Снег: белый, холодный, пушистый …..
Роза: нежная, красная, ароматная…..
Книга: новая, интересная, увлекательная….
С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные ранее навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения   и содействуют созданию на уроке русского языка  положительных эмоций.
                                                                                                  


Комментариев нет:

Отправить комментарий

https://nick-name.ru/nickname/id1366451/

Теория поколений или объяснение вечного конфликта ,,отцов" и ,,детей".

  Теория смены поколений Штрауса—Хоу «Наша молодёжь любит окружить себя   роскошью,   она дурно воспитана! Она смеётся над своими нача...