Развитие коммуникативных способностей на уроках русского языка
Автор – Наталия Кочладзе
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические
особенности человека, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Развивать
эти способности можно и нужно на всех занятиях, но особенно на уроках родного и иностранных языков.
В грузинской школе на уроках РКИ перед преподавателями стоит непростая задача – научить
входить в коммуникацию на иностранном языке
и развить способности:
формулировать
высказывания;
учитывать разные мнения;
договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
адекватно использовать свой лексический
запас;
строить
монологическое высказывание,
владеть
диалогической формой речи.
Развитие
коммуникативных способностей начинается в семье, в общении с родителями,
сестрами, братьями, дедушками и бабушками и продолжается на протяжении всей
жизни. Следует помнить о влиянии характера взаимоотношений в семье на
психологическое развитие ребенка. И задача школы и родителей – научить ребенка
взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание и умение
общаться.
Что такое эффективное общение?
Общение
– это прежде всего процесс установления контактов. Именно в общении возникает
сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений,
появляются и разрешаются различные противоречия. Только общаясь с другим
человеком, мы можем лучше узнать особенности его характера и поведения,
достоинства и недостатки. Благодаря
общению мы заводим себе друзей, получаем нужную нам информацию, можем совершать
совместные дела.
Очень
важно общение в семье,
когда взрослые помогают детям разобраться с домашним заданием (словесное, вербальное общение). Но не менее важно просто обнять своего ребенка (невербальное, физическое общение). Таким образом, каждый элемент взаимоотношений с детьми является необходимым элементом общения с ним, так как в ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Вместе с тем ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует уже имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки.
когда взрослые помогают детям разобраться с домашним заданием (словесное, вербальное общение). Но не менее важно просто обнять своего ребенка (невербальное, физическое общение). Таким образом, каждый элемент взаимоотношений с детьми является необходимым элементом общения с ним, так как в ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Вместе с тем ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует уже имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки.
Я хочу общаться
Первая
составляющая гласит: «Я хочу общаться». Еще ее можно назвать «область желания».
Она включает в себя потребность в общении, а без такого желания общение в принципе
невозможно. Если желание общаться у ребенка отсутствует или недостаточно
развито, то ребенок замкнут и стремится большую часть времени провести в
одиночестве.
Я знаю, как общаться
Вторая
составляющая коммуникативных способностей «Я знаю, как общаться». Ее можно
назвать – область знаний. Эта составляющая определяется тем, в какой степени
ребенок имеет представление о номах и правилах эффективного общения. Это знание
также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером
показывают ребенку, как вступать в контакт с другим человеком, как поддержать
разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты.
Я умею общаться
Роль
преподавателя-русиста здесь особенно
важна на всех ступенях обучения. Сюда включается умение использовать словарный запас, адресовать
сообщение и привлечь внимание собеседника, умение доброжелательно вести беседу
и уже на базовом уровне аргументировать свои рассуждения.
На
уроках русского языка очень эффективно
проводить игры , которые развивают у
учащихся навыки общения и расширяют их
лексику.
Вот
несколько игр и активностей, которые можно использовать для развития коммуникативных способностей учащихся.
1)Игра ,,Пары”.
Инструкция :
Класс делится на пары.
Каждой паре учитель даёт ситуативную установку. Например, пара Лука и
Нина.
Лука победил
на олимпиаде по математике. Нина должна выразить одобрение, подобрать слова и
жесты, чтобы похвалить его .( вербальное и невербальное выражение эмоций)
На уроке
спорта Нина упала, ушибла ногу и поэтому
не смогла выступить на соревновании - Утешьте её и поддержите.
В зависимости от ступени обучения,
преподаватель сам решает, дать или нет возможные варианты ответов.
2) Построение рассуждений по теме
Инструкция :
Класс делится на группы.
Каждой
группе учитель даёт ситуативную установку. Например:
Вы находитесь на берегу моря и наблюдаете закат солнца . Каждый
участник группы должен высказать
восторг -
Как красиво!
Я в восторге!
Это прекрасно!
3) Игра ,,Продолжите ряд”
Инструкция :
Класс делится на группы.
Каждой
группе учитель даёт ситуативную установку. Например:
Опишите по
группам, продолжив ряд:
Снег: белый, холодный, пушистый …..
Роза: нежная, красная, ароматная…..
Книга: новая, интересная, увлекательная….
С помощью
игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные ранее
навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения и содействуют
созданию на уроке русского языка положительных эмоций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий