Теория смены поколений Штрауса—Хоу
«Наша
молодёжь любит окружить себя роскошью,
она дурно воспитана!
Она
смеётся над своими начальниками
и нисколько не уважает старших».
Сократ
Бумеры, миллениалы, зуммеры и поколение альфа .
Что
такое теория поколений
Основоположниками теории поколений были два американских исследователя:
Нейл Хоу и Уильям Штраус. В 1991 году они
разработали концепцию, основанную на расхожей философии людей разного возраста,
выпустив книгу «Generations» (Поколения).
Поколение
— это общественная группа людей, родившихся в один временной промежуток и
выросшая в схожих условиях. Согласно теории поколений развитие человечества
циклично и раз за разом повторяются четыре этапа: кризис, подъём, спад, пробуждение. Каждые
20-25 лет появляется поколение, ценности и воззрения которого разнятся со
взглядами родителей. Основная задача теории выявить эти
различия и объяснить их, чтобы облегчить коммуникацию.
По
мнению учёных теории поколений, на каждом этапе меняется соотношение силы
общественных институтов и индивидуальных стратегий поведения:
•
кризис («молчаливое
поколение» и «зуммеры») формирует людей, ориентированных благоденствие общества
и заинтересованных в создании новых институтов;
•
подъём («бэби-бумеры»)
сопровождается развитием социальных институтов;
•
пробуждение («поколение
Х») — усиливается роль индивидуальности и возникает недовольство социумом.
•
распад («поколение
Y» или «миллениалы») — общество идёт по пути индивидуализма
От
поколения к поколению старшие вздыхают о том, что молодёжь изменилась, а
молодые не хотят принимать точку зрения родителей и это нормально, потому что
мы — разные. Теория поколений наглядно объясняет почему мы никак не можем
договориться друг с другом.
На
личность человека влияет множество факторов: от генетики, до повседневной
обстановки, семейных традиций, религии или социальной группы, в которой она
формируется. Однако, на всё поколение валяют некоторые масштабные события.
Общие ценности формируются под влиянием глобальных изменений. Люди, которые
родились до 1941 года не склонны тратить деньги, они доедают еду до крошки и
чаще чинят и латают, чем покупают новое. Причём нынешняя культура одноразового
потребления на них влияния не оказывает. Их сформировали и закалили тяжёлые
события, которые наложили отпечаток на всю их жизнь.
Поколения
х, y, z по годам рождения делятся так:
•
молчаливое поколение (1925 – 1944);
•
поколение бэби-бумеров (1944 – 1967);
•
поколение Х (1967 – 1984);
•
поколение Y — миллениалы (1984 – 2000);
•
поколение Z — зуммеры (2000 – 2011);
•
поколение альфа (с 2011).
Молчаливое
поколение
Самое
малочисленное из ныне живущих российских поколений, поскольку представителям
его больше семидесяти лет, самые поздние дети этого поколения родились в 1944.
Не сказать, что им довелось формироваться в спокойное время: Великая
Отечественная война, репрессии, голод, необходимость много и тяжело работать —
закалили их. Они жили во времена расцвета культа личности, доносов и тяжелых
исторических событий, но повлияло на них так же изобретение антибиотиков,
появление кинематографа, общее повышение уровня жизни.
Молчаливым
или тихим это поколение называется потому, что его представители редко
высказывают свое мнение не в пределах семьи. Цензура, война, а затем репрессии
и доносы научили этих детей быть тихими, не выделяться из толпы. Именно это
поколение сделало Россию «самой читающей страной в мире». Дети, заставшие
войну, мечтали быть героями, но научились и осторожности. Их основные черты:
•
терпеливость,
•
уважение к закону и социальным нормам,
•
нежелание открыто высказывать собственное
мнение,
•
бережливость,
•
умение трудиться с самоотдачей
•
доверие к врачам.
Поколение
Бэби-бумеров
Своё
название поколение Бэби-бумеров получило из-за послевоенного всплеска
рождаемости. Их годы рождения 1944-1967.
На
них сильно повлияли: победа в Великой Отечественной войне, «оттепель»,
достижения космонавтики, всеобщее образование и развитие медицины. Эти
дети росли в самой настоящей супердержаве. Это самое патриотичное поколение из
ныне здравствующих, неподдельной любовью к родине, проникнуто почти всё
творчество той эпохи. Экономический подъем, победы в науке и спорте, полёт
человека в космос, новые города и дороги. Дети этого поколения оптимисты, они
верят в светлое будущее.
По
мере взросления Бэби-бумеры не утратили оптимизма и решительность, сейчас у
власти в России в основном представители именно этого поколения, они же заметно
проявляют себя в бизнесе.
Основные черты поколения Бэби-бумеров.
•
Активное построение карьеры.
•
Стремление к личностному росту.
•
Крепкие дружеские связи.
•
Решительность.
•
Любовь к спорту.
•
Оптимизм.
•
Стремление рано обзавестись семьёй
•
Патриотизм.
Это
мощное поколение много сил вкладывало в детей и их развитие, но не сумело
избежать разногласий со следующим поколением, поколением X.
Потерянное поколение —
поколение Х
Дети,
выращенные идейными патриотами, однако, в большинстве своём не унаследовали их
ценности, к этому поколению относятся дети рожденные до 1984г.. На их
самоопределении сказались: холодная война, афганские конфликты, крах советской
номенклатуры, перестройка, развитие коммуникаций и ослабевание цензуры. Маркетологи считают, что именно поколение X,
на которое сильно повлияло телевидение, наиболее восприимчиво к
рекламе.Самостоятельные, неизбалованные дети, умеющие позаботиться о себе,
выросли в технически подкованных взрослых, предпочитающих делать выбор,
основываясь на собственном опыте. Резкое изменение курса страны научило их
полагаться только на себя и быстро перестраиваться. В то же время слабеют
семейные связи: бум разводов пришёлся именно на это поколение.
Иксы
менее патриотичны, чем их предшественники и это легко объяснить, на их глазах
прекратила существование страна. Они ценят и любят «малую родину» или очень
малую, свой близкий круг людей.
Основные черты поколения X:
•
готовность к изменениям,
•
техническая грамотность,
•
космополитизм,
•
неформальность взглядов,
•
прагматизм,
•
стремление к равноправию мужчин и женщин.
Поколение
Y — Миллениалы
Миллениалов
в России больше всего — 28,5% населения, большинство наших читателей относится
именно к ним (годы рождения 1984 – 2000). Поколение Y очень отличается от
остальных. Распад СССР, «девяностые», теракты, атипичная пневмония,
распространение интернета, появление зарубежных товаров, многочисленные
возможности для личностного роста, MTV, дух свободы, пейджеры, сотовые
телефоны, интернет и компьютерные игры — сформировали особенных людей.
Миллениалы
стремятся к самовыражению, на их долю пришёлся расцвет субкультур,
эзотерических течений, усиление влияния религиозных институтов. Это поколение
привыкло полагаться на себя, а не на государственные институты, они легко
принимают новое, но не стремятся обзаводиться семьёй
Прогресс
в сфере коммуникаций сделал их общительными, но ослабил социальные связи. Это
поколение часто называют «поколением большого пальца», потому что эти дети
очень быстро набирают сообщения, ведь они знакомы с сотовыми телефонами с самого
детства.
Песню
для миллениалов подобрать сложно, потому что они застали музыкальный бум в
России, когда на смену привычной «причёсанной» эстраде пришли новые артисты.
Яркая черта этого поколения — большие музыкальные фестивали, любовь к массовым
праздникам.
Пожалуй,
хорошо отражает дух поколения песня группы Тату «Нас не догонят».
Основные
черты поколения миллениалов:
•
независимость, индивидуализм,
•
толерантность,
•
нежелание участвовать в политических
процессах,
•
нежелание сковывать себя обязательствами,
•
несмотря на то, что они нацелены на
развитие карьеры, жертвовать ради нее идентичностью они не хотят,
предпочитают фриланс офисной работе,
•
космополиты,
•
предпочитают учиться всю жизнь, миллениалы
предпочитают обучение онлайн,
•
привыкли к доступности информации, но
излишне доверяют интернету,
•
проводят в интернете очень много времени
по сравнению с остальными поколениями,уступая лишь зуммерам,
•
заботятся об экологии.
И
от миллениалов мы переходим к зуммерам, самому свежему дееспособному поколению
России.
Поколение
Z — Зуммеры
Зуммеры
родились в двухтысячных (2000 – 2011), они не видели мира без интернета и
компьютеров. Название поколения образовано от английского слова zoom —
увеличивать, приближать, потому что это поколение людей буквально с рождения
осваивает функцию «зум» на смартфоне, отсюда слово «zoomer». Сейчас самым
взрослым представителям этого поколения 21-22 года, и время их взросления
пришлось на довольно благополучный период, по крайней мере, если сравнить их с
тихим поколением.
Сильнее
всего на зуммеров повлияли:
цифровизация, несменяемость власти, отсутствие чётких перспектив. Если для
миллениалов гаджеты — инструмент решения задач, то для их детей — часть
реальной жизни. Интернет — это место знакомства, работы, проведения досуга,
неотъемлемая часть повседневного быта. Они видят через него весь мир и могут
показать себя миру, нажав пару кнопок на смартфоне. Черты этого поколения пока
не проявились в полной мере и согласно теории Штрауса—Хоу между тихими и
зуммерами много общего. В первую очередь:
•
Опосредованные знания о мире. Бабушки и
дедушки нынешних подростков черпали знания из книг, а сейчас эту роль выполняет
ютуб и статьи в интернете. Так или иначе, живому опыту чаще всего
предпочитается чужой контент. Не пойти в интересное место — а посмотреть ролик
о нём.
•
Одиночество. Общение в основном протекает
в сети, личные, живые контакты весомому проценту зуммеров, кажутся смущающими.
•
Осторожность. Тихое поколение держало язык
за зубами, потому что необдуманное высказывание могло стоить жизни или свободы.
Нынешнее поколение прекрасно знает, что любой твой поступок или слово могут
оказаться в сети. Цифровая прозрачность выступает здесь аналогом репрессий или
войны, только если раньше мерилом была идеология, теперь это лидеры мнений и
сообщества их поклонников. Как таковых общих идеалов у поколения Z пока нет.
Интересно,
что по мнению некоторых исследователей у поколения Z меняется тип памяти. Если
раньше запоминали информацию, то сейчас запоминают путь к ней. То есть нынешние
подростки лучше запоминают запрос в гугле привёдший их на нужную страничку, чем
саму страничку. Зуммеры многозадачны и продуктивны, они могут делать несколько
дел одновременно, но у этого умения есть и обратная сторона — проблемы с
концентрацией.
Педагоги
сейчас много говорят о клиповом мышлении, неумении сконцентрироваться на
чём-либо без мгновенного результата. У поколения зуммеров есть доступ к
невероятному количеству знаний, такого не было ни у кого до них, но они тратят
на развлечения и пустое общение больше времени, чем миллениалы.
Отличительные
черты поколения Z:
•
рано начинают зарабатывать, активно
используя интернет в работе,
•
употребляют меньше наркотиков и алкоголя,
•
чаще страдают от депрессии,
•
толерантны,
•
заботятся об экологии,
•
плохо концентрируются,
•
не расположены к диалогу с предыдущими
поколениями, предпочитая дистанцию.
Поколение
АЛЬФА
Поколение Альфа — это дети миллениалов и старших
представителей поколения Z. Согласно отчету, к 2024 году их число во всем мире
может достигнуть примерно 2,2 млрд человек. Они родились после 2010 года, и им
менее 17 лет, в то время как возраст
представителей поколения Z составляет от 18 до 25 лет.
Альфа в корне отличаются от предшественников по многим пунктам. Они
динамичные пользователи всемирной паутины. Примерно в 2 года около 80% малышей
уже активно играют в игры на смартфонах и планшетах.
Современные родители стараются избегать лишней агрессии по отношению к
современным детям. И поколение A (альфа) отличается
повышенным чувством собственного достоинства, они с раннего возраста и общаются со старшими на
одном уровне.
Они практичны почти во всем, не стесняются лишний раз спросить «зачем?». В
особенности их волнует вопрос, как использовать приобретенные знания в
повседневной жизнедеятельности. Если ответ им не понравится, объяснить важность
того или иного действия, будет крайне проблематично. Они выросли в окружении
нескончаемого количества игрушек, одежды и современных гаджетов. Они быстро
утрачивают интерес к чему-либо, их трудно поразить или осчастливить.
Они знают целый ряд психологических приемов, действующих на родителей. Без
труда могут провести внутренний анализ своего состояния и понять причины
возникновения депрессии или, наоборот, поднятия настроения. Они будут готовы
пройти через любые наказания, но останутся стоять на своем во что бы то ни
стало.
Они осведомлены и компетентны во многих вопросах, не подвластных детскому
восприятию еще 10 лет назад, таких как взаимоотношения родителей, причины
финансовых проблем в семье и для чего, в принципе, нужны деньги. Также альфы
очень быстро прогоняют информацию через себя и проводят ее детальный анализ. Но
есть и обратная сторона медали: им очень тяжело дается удерживать в голове
получаемые сведения. У некоторых бывает так, что они не могут запомнить даже
адреса, где они живут. Их мышление кардинально отличается от всех
предшественников: им важно не запоминать адреса, даты или имена, а знать, через
какой источник лучше найти необходимые сведения, как их классифицировать и
применить в дальнейшем.
Никто
не «лучше» и не «хуже», просто все мы разные. И это надо учитывать в общении, в
подходе к образованию, в воспитании.
Использованная
литература и источники:
http://spsu.ru/news/4525-teoriya-pokolenij-x-y-z-i-a-al-fa-kto-est-kto
Комментариев нет:
Отправить комментарий