Translate

пятница, 24 ноября 2017 г.

Действующий Национальный Стандарт образования Грузии по русскому языку

В помощь учителям и абитуриентам
Действующий Национальный Стандарт образования Грузии по русскому языку
Начальный 1-2 уровень
ლინგვისტური რეალიზაციის ნიმუები I და დ II დონისთვის

რუბრიკა
სამეტყველო ფუნქციები
I
II

გაგება
გამოყენება
გაგება
გამოყენება
1.1 სოციალური ურთიერთობები




მისალმება/ მოკითხვა
-Привет!    Здравствуй(те)!
-Привет!
Здравствуй(те)!
-Привет!Здравствуй(те)!
-Доброе утро, добрый
день / вечер!
-Привет!
-Здравствуй(те)!
-Доброе утро, добрый
день / вечер!
დამშვიდობება
-Пока!До свидания!
-Пока!
-Пока!До свидания!
-До встречи! Увидимся!
-Пока!
-До свидания!
წარდგენა/გაცნობა
-Я Георгий\ Гиорги! Это Мария\Мари!
-Георгий\Гиорги!
-Мария\Мари!
-Привет! -Я Георгий\ Гиорги! Это Мария\Мари!
-Георгий\Гиорги!
-Мария\Мари!
მიმართვა




მობოდიშება
-Извини(те)!
-Извини(те)!
-Извини(те)!Прости(те)!
-Извини(те)!
მადლობის გადახდა
-Спасибо!
-Спасибо!
-Большое спасибо!
-Спасибо!
მილოცვა/კეთილი სურვილები
-Поздравляю!
-Поздравляю!
-Поздравляю!Всего хорошего!
-Поздравляю!
დათანხმება/ უარყოფა
-Да! Нет.
-Да! Нет.
-Да!Хорошо!
-Да!
1.2 ინფორმაციის გაცვლა




პირადი მონაცემები: სახელი, გვარი, ასაკი
-Как тебя (Вас) зовут?
-Меня зовут…
-Сколько тебе(Вам)лет?
-Мне … лет.
-Я Георгий. А ты?
-Мари.
-Как тебя(Вас)зовут?
-Меня зовут…
-Сколько тебе(Вам)лет?
-Мне …лет.
-Как зовут твоих(Ваших)
родителей?
-У тебя (Вас) есть брат/сестра?
-Как тебя зовут?
-Мари.
-Сколько тебе лет?
-Шесть.

იდენტიფიცირება
ადამიანის/საგნის
-Кто она(он)?
- Это моя(мой)…
-Что это?
-Это…

-Кто это?
-Что это?
-Это…
-Кто она(он/они)?
-Это мой (я) друг/ подруга/мама/ папа/ брат/ сестра
-Она(он/они)моя(мой/
мои)…
-Что это?
-Это…
-Кто это?
-Что это?
-Это мой (я) друг/ подруга/мама/ папа/ брат/ сестра
1.3 აღწერა/დახასიათება




ადამიანის გარეგნობა
Красивый (ая), некрасивый (ая),
высокий (ая), низкий (ая),
полный (ая),
худой (ая).
(Не) красивый (ая)
Красивый (ая), некрасивая(ый),
высокий (ая), низкий (ая),
полный (ая), худой (ая).
(Не)красивый (ая)
ადამიანის დახასიათება
-Хороший (ая), добрый (ая), плохой (ая.)
-Хороший (ая),плохой (ая).
-Хорошая(ий), добрая(ый),
плохая(ой), злая(ой).
-Добрая(ый), злая(ой).
საგნის აღწერა
-Какой цвет/размер?
-Красный, белый, чёрный/
большой, маленький.
Красный, белый,чёрный,
Большой, маленький.
-Какой цвет/размер/форма?
Красный…/большой…/ круглый…
Красный…/ большой…/
круглый…
1.4 შეფასება




მომწონს/არ მომწონს
Я (не) люблю (что?)...

Я люблю (что?)...
Я люблю (что?)...
1.5 სურვილის გამოხატვა




სურვილის გამოხატვა
- Хочешь ...?
- Хочу/не хочу.

-Хочешь ...?
-Хочу/не хочу.
- Тебе надо?
-Мне надо/не надо.
-Хочешь ...?
-Хочу/не хочу.
- Тебе надо?
-Мне надо/не надо.
1.6 გრძნობები/შეგრძნებები




სიხარული
-Я рад(а), очень хорошо!
-Очень хорошо!
-Я рад(а), очень хорошо, здорово
-Очень хорошо!
შეგრძნებები
-Холодно/жарко.
-Холодно/жарко.
-Мне холодно/жарко/тепло.
-Холодно/жарко/ тепло.
1.7 დროში ორიენტირება




დროში განთავსება
-Сегодня/завтра/ вчера.

-Сегодня/завтра/ вчера.

-Сегодня/завтра/вчера.
-Утром/днём/вечером.
-В воскресенье…
-Сегодня/завтра/ вчера.
1.8 სივრცეში ორიენტირება




ადგილმდებარეობა
-Где?
-Здесь/там.
-Здесь/там.
-Где это?
-Это здесь/там.
-Здесь/там.
1.9 ნებართვა




ნებართვა
-Можно я (что сделаю) …?

-Можно я (что сделаю) …?
-Можно я (что сделаю) …?
1.10 ინტერაქცია საკლასო ოთახში




მასწავლებლის მითითებები
Встань(те)/садись(тесь),
пожалуйста!
Посмотри(те)! Внимание!
Открой(те) /закрой(те) книги/тетради.
Давай(те)читать/ играть! Поиграем!

-Встань(те)/садись(тесь),
пожалуйста!
-Посмотри(те)! Внимание!
-Открой(те) /закрой(те)книги/
тетради, пожалуйста!
-Давай(те) читать/играть!




    
        რუბრიკა
                               მაგალითები
I
            II
       გაგება
     გამოყენება
   გაგება
  გამოყენება
2.1 ინდივიდი




სხეული
Тело, голова, лицо, глаз, нос, ухо, рот, рука, нога.
Голова, глаз, нос, ухо, рот, рука, нога.
Тело, голова, лицо, глаз, нос, ухо, рот, рука, нога, палец.
Голова, глаз, нос,
лицо, рот, ухо,
рука, нога, палец.
ტანსაცმელი
Платье, брюки, шорты, майка, юбка, джинсы, кепка, шапка, куртка, пальто, сапоги, ботасы.
Шорты, джинсы, майка,
кепка,ботасы.
Одежда,обувь, платье, юбка, брюки, шорты, майка, джинсы, сорочка, кепка, шапка, куртка, пальто, сапоги, ботасы, носки, туфли, перчатки.

Платье, юбка, майка,
шорты, джинсы, кепка, куртка, носки, туфли, ботасы.
2.2 ინდივიდის გარემოცვა




ადამიანი




ოჯახი/ნათესავები
Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.
Мама,папа,брат,сестра,
бабушка, дедушка.

Семья, родня, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя.
Мама,папа,брат,
сестра, бабушка,
дедушка, тётя, дядя.
ცხოველთა სამყარო
Собака, кошка, мышка, конь, корова, овца, свинья, лев, лиса,волк,  медведь, курица, птица.
Собака, кошка, корова,
свинья, волк, курица,
птица.

Домашние животные: собака, кошка, конь, корова, овца, свинья;
Звери:медведь, лев, лиса, волк, слон, тигр, обезьяна;
птица: курица, утка, гусь, петух.
Собака, кошка, конь,
корова, овца, свинья,
волк, лев, медведь,
лиса,обезьяна, петух,
курица, утка, гусь.
სათამაშოები
Кукла, робот, кубики, машинка.
Кукла, машинка.
Игрушка, кукла, кубики, робот, машинка, мяч.
Кукла, машинка, мяч, мишка
ბუნება/ბუნების მოვლენები
Дождь, снег, ветер, солнце.
Дождь, ветер, снег.
Природа, дождь, снег, ветер,солнце, луна, лёд,, лес, море.
Дождь, ветер, снег, лес, море.
საცხოვრებელი ადგილი/საყოფაცხოვრებო ნივთები
Дом, стол стул, кровать, шкаф, дверь, окно.
Дом, стол, стул, кровать,
дверь,окно.
Дом, квартира, город, село, стол, стул, кровать, шкаф, полка, кресло, диван,  компьютер, телевизор, пол, потолок, дверь, окно, зеркало.
Дом, стол, стул, кровать, шкаф, диван,  кресло, дверь, окно, зеркало, компьютер, телевизор.
სკოლა/სასკოლო ნივთები
Школа, класс, доска, мел, ручка, тетрадь, книга, дневник, звонок, учительница.
Школа, класс, доска, мел, тетрадь,     книга, дневник, звонок, учительница.
Школа, класс, доска, мел, книга, тетрадь, дневник, ручка, сумка,
звонок, учительница.
Школа, класс, мел, ручка, книга, тетрадь, дневник, звонок, учительница.
სურსათი
Хлеб, сыр, масло, сахар, чай, вода, молоко, огурец, помидор, арбуз, яблоко, персик, банан.
Хлеб, сыр, масло, сахар, молоко, чай, огурец, вода.
помидор, яблоко, персик, банан, арбуз.
Продукты, хлеб, сыр, сахар, чай, молоко, кофе, сок, мясо, рыба, вода;
овощи: огурец,  помидор, капуста, зелень, лук, морковь;
фрукты: яблоко, арбуз, апельсин, персик, банан.
Хлеб,сыр,сахар,чай,
кофе, молоко, сок, вода, огурец, помидор, лук,
яблоко, персик, арбуз, банан.

დღესასწაულები და ზეიმები
Каникулы, праздник.
Каникулы, праздник.
Каникулы, праздники:
День рождения, Новый год, Рождество.
Выходные.
Каникулы, праздник,
выходные.
2.3 აქტივობები




შინ/ გარეთ
Быть, вставать, ходить, спать,кушать, играть, петь, слушать, говорить, брать, давать, писать, читать, мыть, смотреть, любить.
Вставать, спать, смотреть, слушать, играть, говорить,
брать, давать, любить.
Жить, быть, вставать, садиться, играть, слушать, говорить, петь, брать, давать, смотреть, любить, ненавидеть, писать, читать, ждать.
Жить, вставать, садиться, говорить, слушать, петь, брать, давать, любить.
2.4 ინდივიდის ორიენტირები




დრო
Час, вчера, сегодня, завтра.
Вчера, сегодня, завтра.
Время, час, вчера, сегодня, завтра.
Час, вчера, сегодня, завтра.
კვირის დღეები/წელიწადის დროები
Дни недели.
Времена года.
Понедельник-воскресенье.
Зима, весна, лето, осень.
Дни недели.
Месяцы.
Времена года.

Понедельник- воскресенье.
Январь-декабрь.
Зима, весна, лето, осень.
ადგილმდებარეობა
Здесь, там ,в\на.
Здесь, там.
Здесь, там, близко,  далеко.
в\на\под\за.
Здесь, там, в\на\ под\ за.
ფერი
Красный, белый, чёрный.
Красный, белый, чёрный,
Красный, белый, чёрный, зелёный, синий, розовый, жёлтый, серый.
Красный,белый,чёрный, жёлтый, зелёный.
ზომა
Большой, маленький.
Большой, маленький.
Большой, маленький,
широкий, узкий.
Большой, маленький.
რაოდენობა
Много, мало.
Много, мало.
Много, мало, немного.
Много, мало.
რიცხვები
Один-десять.
Один-десять.
Число. Один-двадцать.
Один-двадцать.



                                                   Начальный 3-4 уровень
ლინგვისტური რეალიზაციის ნიმუები  III-IV დონისთვის
    
        რუბრიკა
ლინგვისტური რეალიზაციის ნიმუები 

III-IV
1.1 სოციალური ურთიერთობები

მისალმება/მოკითხვა
-Привет!Здравствуй(те)!
-Доброе утро,добрый
день / вечер!
დამშვიდობება
-Пока!До свидания!
-До встречи! Увидимся!
წარდგენა/გაცნობა
-Привет!Я Георгий\ Гиорги!Это  Мария\Мари!
მიმართვა
- Екатерина Петровна\ Сергей Иванович\.... , здравствуйте\ до свидания\.... !
მობოდიშება
-Извини(те)!Прости(те)!
მადლობის გადახდა
-Большое спасибо!
მილოცვა/კეთილი სურვილები
-Поздравляю! Всего хорошего!
დათანხმება/უარყოფა
-Да! Хорошо!
1.2 ინფორმაციის გაცვლა

პირადი მონაცემები: სახელი, გვარი, ასაკი
-Как тебя(Вас)зовут?
-Меня зовут…
-Сколько тебе(Вам)лет?
-Мне …лет.
-Как зовут твоих(Ваших)
родителей?
-У тебя(Вас)есть брат/сестра?
იდენტიფიცირება
ადამიანის/საგნის
-Кто она(он/они)?
-Это мой (я) друг/ подруга/мама/ папа/ брат/ сестра
-Она(он/они) моя(мой/мои)…
-Что это?
-Это…
1.3 აღწერა/დახასიათება

ადამიანის გარეგნობა
Красивая(ый), некрасивая(ый), высокая(ий), низкая(ий),
полная(ый), худая(ой).
ადამიანის დახასიათება
-Хорошая(ий), добрая(ый), плохая(ой), злая(ой).
საგნის აღწერა
-Какой цвет/размер/форма?
Красный…/большой…/круглый…
1.4 შეფასება

მომწონს/არ მომწონს
Я люблю (что?)...
1.5 სურვილის გამოხატვა

სურვილის გამოხატვა
-Хочешь ...?
-Хочу/не хочу.
- Тебе надо?
-Мне надо/не надо.
1.6 გრძნობები/შეგრძნებები

სიხარული
-Я рад(а), очень хорошо, здорово
შეგრძნებები
-Мне холодно/жарко/тепло.
1.7 დროში ორიენტირება

დროში განთავსება
-Сегодня/завтра/вчера.
-Утром/днём/вечером.
-В воскресенье…
1.8 სივრცეში ორიენტირება

ადგილმდებარეობა
-Где это?
-Это здесь/там.
1.9 ნებართვა

ნებართვა
-Можно я (что сделаю) …?
1.10 ინტერაქცია საკლასო ოთახში

მასწავლებლის მითითებები
-Встань(те)/садись(тесь), пожалуйста!
-Посмотри(те)! Внимание!
-Открой(те)/закрой(те)книги/тетради, пожалуйста!
-Давай(те)читать/играть!
-Можете мне помочь?


    
        რუბრიკა
მაგალითები лексика
III-IV
2.1 ინდივიდი

სხეული
Тело, голова, лицо, глаз, нос, ухо, рот, рука, нога, палец...
ტანსაცმელი
Одежда, обувь, платье, юбка, брюки, шорты, майка, джинсы, сорочка, кепка, шапка, куртка, пальто, сапоги, ботасы, носки, туфли, перчатки...

2.2 ინდივიდის გარემოცვა

ადამიანი
Человек, ребенок, дети, взрослый...
ოჯახი/ნათესავები
Семья, родня, мама, папа, брат,сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя...
ცხოველთა სამყარო
Домашние животные: собака, кошка, конь, корова, овца, свинья;
Звери: медведь, лев, лиса,волк, слон, тигр, обезьяна; птица: курица, утка, гусь, петух.
სათამაშოები
Игрушка, кукла, кубики, робот, машинка, мяч.
ბუნება/ბუნების მოვლენები
Природа, дождь, снег, ветер, солнце, луна, лёд, лес, море.
საცხოვრებელი ადგილი/ საყოფაცხოვრებო ნივთები
Дом,квартира, город, село, стол, стул, кровать, шкаф, полка, кресло, диван, компьютер, телевизор, пол, потолок, дверь, окно, зеркало.
სკოლა/სასკოლო ნივთები
Школа, класс, доска, мел, книга, тетрадь, дневник, ручка, сумка, звонок, учительница.
სურსათი
Продукты, хлеб, сыр, сахар, чай, молоко, кофе, сок, мясо, рыба, вода овощи: огурец, помидор, капуста, зелень, лук, морковь; фрукты: яблоко, апельсин, персик, арбуз, банан.
დღესასწაულები და ზეიმები
Каникулы, праздник(и), день рождения, Новый год, Рождество, выходные.
2.3 აქტივობები

შინ/ გარეთ
Жить, быть, вставать, садиться, играть, слушать, говорить, петь, брать, давать, смотреть, любить, ненавидеть, писать, читать, ждать.
2.4 ინდივიდის ორიენტირები

დრო
Время, час, вчера, сегодня, завтра.
კვირის დღეები/ წელიწადის დროები
Дни недели.
Месяцы.
Времена года.
ადგილმდებარეობა
Здесь, там, близко, далеко.
ფერი
Красный, белый, чёрный, зелёный, синий, розовый, жёлтый, серый.
ზომა
Большой, маленький, широкий, узкий.
რაოდენობა
Много, мало, немного.
რიცხვები
Число. Один-двадцать.

3. Грамматика

3.1. Фонетика. Графика. Орфография.
Звуки речи и буквы. Соотношение звуков и букв. Алфавит.
Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Слово. Слог. Ударение и ритмика. Правила произношения.
Употребление  строчной и прописной букв. Правила переноса слов.

3.2. Морфология.
Имя существительное.
Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные.
Род.Число. Падеж.
Употребление падежей:  
Именительный падеж
Название лица, предмета; обращение.
Родительный падеж
а) без предлога
·           Отсутствие лица, предмета;
·           Обозначение количества, даты, возраста, времени;
б) с  предлогом
·           Обозначение места (у,около);
·           Обозначение принадлежности(у).
Дательный падеж
а) без предлога
·           Обозначение адресата действия;
б) с предлогом
·           Обозначение приближения или присоединения (к).
Винительный падеж
а) без предлога
·           Обозначение лица или предмета как объект действия;
б) с предлогом
·           Обозначение места и направления действия (в, на).
Творительный падеж   без предлога
·           Обозначение  предмета, при помощи которого осуществляется действие;
·           Обозначение  рода занятий или специальности при глаголе.
Предложный падеж
·           Обозначение объекта мысли и речи (о).
·           Обозначение места действия, средства передвижения (в, на).
                                                                        
Имя прилагательное.
Род. Число. Падеж. Зависимость от рода, числа и падежа имени существительного в именительном и винительном падежах.

Местоимение.
Разряды местоимений.
Личные местоимения (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).
·           Родительный падеж личных местоимений в  конструкциях (У меня есть собака. Её зовут Белка. и т.д.);
·           Дательный падеж  личных местоимений в  конструкциях  (Мне подарили книгу.и т.д.)
Притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш).
Указательные местоимения (этот,тот).

Имя числительное.
Количественные и порядковые числительные (от одного до тридцати)
·           Обозначение даты (первое апреля), возраста (один год; два, три, четыре года; пять лет);
·           Времени (один час; два, три, четыре часа; семь часов).

Глагол.
Инфинитив. Настоящее время. Лицо и число.
Глаголы движения (идти-ехать, нести-везти).

Служебные части речи.
Предлог.
Предлоги  у, к, в, на, около, о  с существительными в падежах.
Союз.
Союзы а, и, или в простых предложениях.
Союзы а, но, и  в сложносочинённых предложениях.
Частица
Частицы давай, давайте для образования повелительного наклонения.
Междометие.

3.3. Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание. Предложение.
Виды предложений по цели высказывания.
Простое предложение.
Знаки препинания в конце предложения, при обращении, перед союзами.

                                                                    Начальный 5-6 уровень

ლინგვისტური რეალიზაციის ნიმუები  V-VI  დონისთვის

სამეტყველო ფუნქციები
ლინგვისტური რეალიზაციის ნიმუშები
V-VI დონისთვის
1.        1.1. სოციალური ურთიერთობის დამყარება

მისალმება
Здравствуй(те)! Привет! Доброе утро (вечер, день)!\ С добрым утром!
დამშვიდობება
До свидания! Пока!
მოკითხვა
Как дела (успехи)?
Спасибо, хорошо (нормально, плохо, так себе, отлично).
პიროვნების წარდგენა
Это (кто?)... Это мой\моя (кто?)... Она (кто?)... Познакомьтесь, это мой\моя (кто?)... Его\её зовут..
Очень приятно.
თავაზიანად მიმართვა
Вы, (имя, отчество), .... Скажите, пожалуйста, ...
მობოდიშება
Извини(те)\прости(те), пожалуйста. Я хочу извиниться.
მადლობის გადახდა და სათანადო პასუხი
Спасибо. (Большое) спасибо за (что?)...
მილოცვა
Поздравляю! С днем рождения!С праздником! С Новым годом\ с Рождеством! Поздравляю тебя\вас с международным Женским днём (с 8-ым марта,  с Пасхой и т.д.)!
შეთავაზება, დაპატიჟება, დათანხმება უარის თქმა
На, держи.\Вот, возьми.
Хочешь(ите), (что сделаем?)...?
 Приглашаю тебя\вас (куда?) на\в ... Приходите ко мне (когда?)....
С удовольствием! Конечно, приду(ём)! Ты знаешь, я не смогу (когда?)..., давай (когда?)...  К сожалению, не смогу. Давай(те) отложим.

ინტერაქცია სუფრასთან (სახლში და საზოგადოებრივი კვების ობიექტებში)
Попробуй(те) это. Угощайтесь! На здоровье! 
Положить\налить тебе\вам ещё? Да\нет, спасибо. Очень вкусно!
Передай(те)\возьми(те), пожалуйста (что?)...  Принесите, пожалуйста, (что?)...

წახალისება, შექება
Молодец\Молодцы! Умница! У тебя отлично (прекрасно) получилось! Очень хорошо. Верно. Замечательно! Все в порядке!
ტელეფონით საუბარი
Алло, здравствуйте! Позовите, пожалуйста, (кого?)...
დამშვიდება
Не плачь(те) (волнуйся(тесь), беспокойся(тесь). Всё будет хорошо.
თხოვნის გამოხატვა
Ты\вы мне поможешь(ете)? Помоги мне, пожалуйста. Дай(те)\возьми(те), пожалуйста, (что?)...  
შეხვედრის დანიშნვა, დათანხმება, უარის თქმა
Где встретимся? Давай(те), встретимся в\на\у\около (где?)... (когда?).... Договорились\ хорошо\ладно.  А я не смогу.

გაფრთხილება
Осторожно!  (Прошу тебя\вас, ) будь(те) осторожен\ осторожна(ы). Внимание!
კეთილი სურვილების გამოხატვა
Приятного аппетита! Спокойной ночи!
ცუდად გაგებულის გარკვევა
Прости(те), не понял(а). Повторите, пожалуйста. Извини(те), что ты\вы сказал(а,и)?
ინტერაქცია სავაჭრო ობიექტებში
Скажите, пожалуйста, у вас есть  (что?)...?
Скажите, пожалуйста, сколько стоит (что?)...?
Дайте\взвесьте, пожалуйста (сколько?)... (чего?)...
Платите в кассу. Вот сдача (возьмите сдачу).
ინტერაქცია მგზავრობისას
Куда ты\вы едешь(ете)\ идёшь(ете)? Я (при)еду сюда\туда на (на чём?) ....\ (пр)иду пешком.
პოზიციის გამოხატვა
Я думаю. что ...
პირადი წერილი
Здравствуй /Привет, .... ! Жду твоего письма/ответа.
2.        1.2. ინფორმაციის გაცვლა

მონაცემები საკუთარი თავის ან პიროვნების შესახებ: სახელი, გვარი, ასაკი, მისამართი, ტელეფონის ნომერი
Как тебя\вас\его\её зовут? Как твоя\ваша\его\её\их фамилия? Сколько тебе\вам\ему\ей\им лет? В каком классе ты учишься? Где ты\вы\он\она\они живёшь(ете, -ет, -ут)?
Меня\ тебя\вас\его\её зовут (как?)... Моя\твоя\ваша\его\ её\их  фамилия.... Мне  тебе\вам\ему\ей\им (сколько?)... лет. Я учусь в (каком?)... классе. Я живу в\на (где?)... Мой адрес: ... Мой телефон ... Я не знаю, кто он (она).
პროფესიის\ხელობის შესახებ
Мой(я) (кто?)... рабочий\доктор\ учительница, ....  Мой(я,-и) (кто?)... работает(ют) в\на (где?)... Мой(я,-и) (кто?) нигде не работает(ют). Он\она\они пенсионер(ы) Он\она уже на пенсии.
ეროვნების და წარმომავლობის შესახებ
Откуда ты\он\она\они? Я \ты\он\она\они из\с (откуда? город, страна, село и т.д.)...
ამინდის ესახებ
Какая сегодня\ вчера \завтра (была\ будет) погода?
 Сегодня\вчера\завтра (была\будет)  хорошая\ плохая\ не очень хорошая погода. Светит(ло) солнце\ дует(дул) (какой?) ветер\ идёт(шёл) дождь. Сегодня\вчера\завтра (был\будет) тёплый\холодный\ дождливый\ ветреный день.
Сегодня\ сейчас плюс\минус (сколько?) ... градуса(ов).
ჯანმრთელობის შესახებ
Как ты себя чувствуешь? Что тебя беспокоит? Что с тобой? Что у тебя\вас болит? Вам больно? Где болит? У тебя температура\ болит (что?)... ?
Здесь\там (не)болит.
Я\ты\он\она заболел(-а)\ простудился(-лась)\...  Я\ты\он\она  уже выздоравливает.
У меня\ него\неё болит (что?)...
У меня \него\неё (что?)... Вызови\надо вызвать врача.
У меня высокая \нормальная температура
ფასის\ღირებულების\რაოდენობის შესახებ
Дайте, пожалуйста, кило(грамм)\литр\ пачку\ бутылку\  (чего?)…
Дайте, пожалуйста, два (три, четыре) кило(грамма)\литра\ пачки\ бутылки\  (чего?)…
Дайте, пожалуйста, пять,… кило(граммов)\ литров\  пачек\  бутылок\  (чего?)…
Скажите, пожалуйста, сколько стоит?
Уплатите в кассу.
სურვილის შესახებ
Я\ты\он\она\они хочу(ешь, ет, ят) домой. Я\ты\он\она\они хочу(ешь, ет, ят) (что?)… Я\ты\он\она\они хочу(ешь, ет, ят) (что делать\сделать?)…
თავისუფალი დროის გატარების შესახებ
Вечером мы были (где?) в театре.
Летом мы поедем (куда?) на дачу.
3.        1.3. აღწერა-დახასიათება

ადამიანის გარეგნობა, ჩაცმულობა, ხასიათი
Какие у него\неё глаза\ волосы\ фигура\... ?
Какого он\она\ты роста?
У (кого?)… (какие (ая,ое?) глаза\волосы\фигура\лицо\ улыбка\...
У меня\тебя\него\неё (какие?) глаза\волосы\фигура.
Я\ он\она\ты\мы\вы (какого?)…  роста.
Какой он\она человек? Какой у него\неё характер?
Я\ты\он\она\мы\вы\они (какой (ая, ие)?)…
У меня\тебя\него\неё (какой?)… характер.

საგნის\ ცხოველის აღწერა
Это (что?)… Какой(ая,ое) (что?)…?  Какого  он\она\оно размера\цвета\ формы?
Чья (чей) это кошка (кот)? Этот кот большой. Из чего он\она\оно сделан(а,о)? Из (чего?)…\ из какого материала сделан(а,о)…
Кто это? Какой он\она? Сколько ему\ ей месяцев\лет? Где живет\обитает? Что ест\чем питается? Сколько весит?  Какого цвета\какой окраски?
Живет\обитает в\на (где?)… Ест (что?)…\питается (чем?)… Он\она  (какой (ая)?)…\ (какой?)…  окраски. Он\она весит …
Где он\они обитает(ют)?
Он\ они был(и) завезен(ы) сюда (откуда?)
Он\они занесен(ы) в Красную книгу.

გემოვნების გამოხატვა, გატაცებები
Ты\он\она\они любишь(ит,ят) (что?)…?
Я\он\она\они (не)люблю(ит, ят) (что?)… .
Что ты\он\она\ они любишь(ит, ят)?
Ты\он\она\они любишь(ит,ят) (что делать?)…?
Я\он\она\они (не)люблю(ит, ят) (что делать?)… .
Я хожу на (что?)…
Я занимаюсь (чем?)…
Я увлекаюсь (чем?)…
4.        1.4. ემოციების, გრძნობების გამოხატვა

ბრაზი, უკმაყოფილება, სინანული, გაღიზიანება
Ай! Фу! Как тебе не стыдно! Тебе не стыдно?
Очень жаль! Как жаль\обидно!
გაკვირვება
Ой! Правда?
ინტერესი
Кто\что это? Почему…?
ინდიფერენტულობა

სიხარული, აღფრთოვანება, კმაყოფილება
Отлично! Здорово! Прекрасно!
შეგრძნებების გამოხატვა
Я устал(а). Я хочу есть (кушать) \пить \спать.
დამოკიდებულების\შეფასების გამოხატვა
Это очень хорошо\плохо. Это хороший\ плохой (что?)… Это (очень) интересно\ легко\ сложно\ просто.
Какой(ая, ое, ие)  (не) красивый\ хороший\ умный\ добрый\ злой\ ...(ая, ое, ые)  (кто?\что?) ... !
5.        1.5. დროში ორიენტირება

დროში ლოკალიზება (საათი, დღე, დღე-ღამის მონაკვეთი, თვე, თარიღი, წელი, წელიწადის დრო)
Когда? Сейчас\ сегодня \вчера \завтра
Утром\ вечером\ днём\ ночью
В понедельник, во вторник и т.д.
Летом\ осенью\ весной\ зимой
В январе, феврале и т.д.
Который час? Час, 2,5.... часа\ часов 14.00, ... Пять часов двадцать минут\половина шестого...
Когда? В два часа, двадцать часов…
В две тысячи одиннадцатом году, ...
 (Когда?)В среду (во вторник и т.д.)  у меня (что?) .... .
(Когда?)В марте (в январе и т.д.) я еду в \на (куда?) .... .
ქრონოლოგია
После этого\ потом\ затем
სიხშირე
Часто ли ...? Никогда\ иногда\ часто\ всегда
(Сколько?)… раз(а) в неделю\день\месяц\год ?
ხანგრძლივობა
Как долго (сколько времени)? (Не)долго\ быстро
За полчаса \минуту\ час\ год\ месяц и т.д.
6.        1.6. სივრცეში განთავსება

ადგილმდებარეობის მითითება
Где? В\на (где?)… Здесь\там\ далеко\ близко\ слева\ справа\ внизу\ наверху
За\под\над (чем?)…
У\около (чего?)…
გზის, მიმართულების, დანიშნულების ადგილის მითითება
Куда идёшь? Прямо \направо \налево\ вверх\ вниз
Подняться\ спуститься\ (по\с-) вернуть
7.        1.7. ლოგიკური კავშირების გამოხატვა

მიზეზი, შედეგი
…потому, что …

ოპოზიცია
....., а…….
......, но …
ირიბი ნათქვამი

8.        1.8. ნებართვა, ვალდებულება, იძულება, აკრძალვა, რჩევის მიცემა
Можно? Разрешите? Да, пожалуйста\ сюда нельзя.
Можно\ разрешите\ нельзя\ не надо (что делать?)…
Я\ ты\ он\ она\ они должен(на. ны) (что сделать?)…
9.        1.9. ინტერაქცია სასწავლო ოთახში
Читаем и находим нужную картинку. Прочитайте и угадайте\ и ответьте на  вопросы\ и обведите правильный ответ...
Подумайте, правильно это или нет.
Я (не)могу, я забыл(а), я закончил(а), я знаю ответ...
Читаем диалог(текст).
Разыграйте  диалог. Напишите сегодняшнее число, ...
У меня получилось, у меня не получается...
Я не понял(а), повторите, пожалуйста...


2. Лексика
2.1. ინდივიდი
ლექსიკური ერთეულები
სხეული
Рука, нога, глаз, нос, лицо, голова, губа, живот...
გარეგნობა
Большой, маленький, красивый, некрасивый...
ხასიათი
Добрый, злой, плохой, хороший...
ტანსაცმელი\აქსესუარები
Платье, шорты, джинсы, майка, ботасы, кепка...
ჰიგიენა
Мыло, шампунь, зубная щётка, расчёска, вода...
ჯანმრთელობა\ავადმყოფობა\აქსესუარები
Врач, болезнь, температура, таблетка, градусник...
შეფასება და ემოციური რეაქციები
Хорошо, плохо, молодец...


2.1. ინდივიდის გარემოცვა
ლექსიკური ერთეულები
ადამიანი
Человек, мужчина, женщина, мальчик, девочка...
ოჯახი, ნათესავები
Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка...
ცხოველთა სამყარო
Собака, кошка, мышка, корова, свинья, овца...
ზღაპრის სამყარო
Сказка, Колобок, Иванушка-дурачок, Баба-Яга...
ბუნება
Солнце, луна, море, земля, цветы, деревья...
გეოგრაფიული დასახელებები \ეროვნებები\ სახელმწიფო  ატრიბუტები
Грузия (Сакартвело), Тбилиси, Америка, Россия; грузин(ка), русский, герб, флаг...          
ქალაქი და სოფელი
Город, село, лес, поле, сад, парк, метро...
ავეჯი\საყოფაცხოვრებო ნივები\აქსესუარები
Стол, стул, кровать, ложка, вилка, нож, тарелка...
სკოლა\ინფრასტრუქტურა\პერსონალი\სასკოლო აქტივობები
Школа, класс, урок, учитель(ница), ученик(ца),
слушать, читать, писать, отдыхать, поднять руку...
სასკოლო ნივთები\სასწავლო საგნები
Книга, тетрадь, ручка, русский язык, математика...
მაღაზია
Магазин, маркет, продавец, покупатель...
კვების ობიექტები
Еда, кафе, сок, вода, продавец(щица)...
ტრანსპორტი\პერსონალი\აქტივობა
Машина, автобус, метро, шофёр, ехать, платить...
კულტურული ობიექტები\პერსონალი\აქტივობა
Цирк, кукольный театр, артист, клоун, смотреть...
გასართობი\ თავისუფალი დრო\ სპორტი\ აქტივობები
Игрушка, мяч, кукла, пластилин; лепить, рисовать, гулять, играть, смотреть...
დღესასწაულები და ზეიმები
Новый год, день рождения, каникулы...


2.3.  ორიენტირები
 ლექსიკური ერთეულები
დრო

სეზონები
Зима, весна, лето, осень.
თვეები
Январь - декабрь.
კვირის დღეები
Понедельник - воскресенье.
დღის მონაკვეთები
Утро, день, вечер, ночь.
დროის განსაზღვრა
Сегодня, вчера, завтра, сейчас, потом...
სივრცე

ადგილმდებარეობა
Далеко, близко, там, здесь...
ქვეყნის მხარეები
Север, юг, восток, запад...
მახასიათებლები

ფერი
Тёмный, светлый...
ზომა
Большой, маленький...
წონა\რაოდენობა
Много, мало...
ტემპერატურა
Холодно, жарко...
რიცხვები
Десять-двадцать.


3. Грамматика
3.1. Фонетика.
Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, сонорные,  шипящие согласные.
Твёрдые и мягкие.Обозначение мягкости согласных ( согласные с   ь, е, ё, ю, я).
Слог.Ударение и ритмика. Правила переноса слов.

3.2. Орфография. Орфоэпия.
Изменение звуков в речевом потоке.
Произношение и правописание безударных гласных.
Произношение и правописание гласных после шипящих и ц.
Произношение и правописание буквосочетаний  чк, чн, щн, нч, нщ.
Правописание –тся и –ться в глаголах. Частица не с глаголами.

3.3. Морфемика.
Виды морфем (корень, префикс, постфикс, флексия).

3.4. Лексика. Речь. Текст.
Слово как единица языка, его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова.
Синонимы. Антонимы.
Речь диалогическая и монологическая.
Текст.Тема текста. Основная мысль текста. Простой план.
3.6. Морфология.
Имя существительное.
Одушевлённые и неодушевлённые,собственные и нарицательные имена существительные.
Род.Число.Падеж.Существительные ,имеющие форму только единственного (молоко, дружба) и только множественного числа (очки, ножницы).
Система падежей русского языка.Употребление падежей.
Именительный падеж для обозначения лица или предмета, грамматически не зависимых от других слов.
Родительный падеж места и направления движения с предлогами из,до,от,у,около.
Дательный падеж
·           адресата без предлога;
·           адресата , приближения или присоединения с предлогами   к,по.
Винительный падеж
·            объекта;
·           места с предлогами в, на.
Творительный падеж
·            совместимости действия с предлогом с;
·           места с предлогами над, под, перед.
Предложный падеж
·           с предлогом  о  для обозначения субъектных отношений;
·           места с предлогами в, на.
Сопоставление винительного и предложного падежей места с предлогами в, на.


Имя прилагательное.
Род.Число. Падеж. Зависимость рода, числа и падежа имени прилагательного от имени существительного.
Местоимение.
Род.Число. Падеж. Разряды местоимений:
Личные местоимения (я ,ты ,он,она, оно, мы ,вы, они).
Притяжательные местоимения (мой, твой, его, её, наш, ваш, их).
Указательные местоимения (этот, эта, это, тот, та, то).
Возвратное местоимение (себя).
Склонение  личных и притяжательных местоимений.
Имя числительное.
Количественные и порядковые числительные. Простые, сложные и составные числительные (в пределах 100).
Употребление числительных с существительными (год, час, месяц, лар).
Глагол.
Инфинитив. Время глагола. Лицо и число. Возвратные глаголы.
Глаголы движения (пешком и на транспорте; как в одном направлении, так и в обе стороны).
Понятие о наречии.
Отдельные наречия
·         образа действия (громко, весело и т.д.);
·          меры (очень, немного и т.д.) и степени (медленно, быстро и т.д.);
·         места (далеко, близко и т.д.) и времени (рано, давно и т.д.)
Служебные части речи.
Предлог.
Предлоги  в, на, с,из, о,от, до, к, около, по, над, под, перед с существительными в падежах.

Союз.
Союзы а, и, или в простых предложениях.
Союзы а, но, и  в сложно-сочинительных предложениях.
Частица
Частицы давай, давайте для образования повелительного наклонения.
Частица не с глаголами в отрицательных предложениях.
3.6. Синтаксис. Пунктуация.
Простое предложение.
Понятие о субъекте и предикате в предложении.
Способы выражения грамматического субъекта:
·           имя существительное или местоимение в форме именительного падежа (Маша рисует.и т.д.)
Способы выражения логического субъекта:
·           имя существительное или местоимение в форме винительного падежа (Меня зовут Георгий.и т.д.);
·           имя  существительное или местоимение в форме родительного падежа (У меня есть телефон.и т.д.)
Способы выражения предиката:
·           глагол в изъявительном наклонении.
Согласование между подлежащим и сказуемым в предложении.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Способы выражения лексико-смысловых отношений в предложении:
·           объектные отношения (падежные конструкции существительных): (Я рисую мишку. и т.д.);
·           атрибутивные отношения(согласованное определение):(Это интересная книга.и т.д.);
·           пространственные отношения(предложно-падежные конструкции существительных):(Я живу в Тбилиси. и т.д.);
·           временные отношения (наречия):(Я долго спал.и т.д.)
Невопросительные предложения:
·           повествовательные, утвердительные (Сегодня я сдала экзамен. Дима слушает музыку.и т.д.);
·           отрицательные (Я не иду в школу. и т.д.)
Вопросительные предложения (Что это?Куда ты идёшь?и т.д.)
Двухкомпонентные модели (Сестра играет.Мама-доктор.и т.д.)
Простые предложения с противительным союзом а (Это не шашки, а шахматы. и т.д.)
Обращение и его выражение.Формы выражения приветствия.(Здравствуйте, Анна Ивановна. и т.д.)
Сложное предложение.

Понятие о бессоюзном и союзном(сложносочинённом) предложении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

https://nick-name.ru/nickname/id1366451/

Теория поколений или объяснение вечного конфликта ,,отцов" и ,,детей".

  Теория смены поколений Штрауса—Хоу «Наша молодёжь любит окружить себя   роскошью,   она дурно воспитана! Она смеётся над своими нача...