В помощь учителю русского языка
1. Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, | он должен быть человекомсправедливым | и сведущим в делах справедливости.
2. Долг оратора |– говорить правду.
3. Красноречие | есть искусство управлять умами.
4. В чем состоит искусство речей: | они не должны быть ни длинными, | ни краткими, | но в меру.
5. Речи достойного человека | всегда направлены к высшему благу, | он никогда не станет говоритьнаобум.
Платон
6. Красноречие принадлежит к тем искусствам, | которые все совершают и всего достигают словом… Ведь оно собрало и держит в своих руках, | можно сказать, силы всех искусств!
Платон
8. Оратор красноречив только тогда, | когда кажется всем, | что он говорит правду.
9. Как яствам | умеренное количество соли | придает некоторую приятность, | так и острое изречение| производит охоту слушать.
10. Оратор лишь тот, | кто в состоянии говорить о каждом вопросе красиво, | изящно и убедительно, | сообразно важности предметов, | на пользу времени | и в удовольствие слушателей.
11. Величайшее из достоинств оратора |– не только сказать то, что нужно, | но и не сказать того, что не нужно.
12. Что касается упражнений | для развития голоса, дыхания, телодвижений и, наконец, языка, | то для них нужны не столько правила науки, | сколько труд.
13. Особенно важно остроумие для оратора потому, | что оно смягчает и ослабляет суровость и строгость, | и оратор шуткой и смехом | часто разрушает тягостные обвинения, | которые не легкоразрешаются доказательствами.
14. Заговори, | чтобы я тебя увидел.
15. Не то хорошо,| когда кричат великим голосом, | но то велико, | когда говорят хорошо.
16. Все, что намерен ты сказать, | рассмотри прежде в уме твоем, | ибо у многих | язык предваряет и самую мысль.
17. Есть три причины, | возбуждающие доверие к говорящему, | потому что есть именно стольковещей, | в силу которых мы верим без доказательств, | - это разум, добродетель и благорасположение…
18. Слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, | если даже он не говорит ничегоосновательного.
19. Много говорить и много сказать | не есть одно и тоже.
20. Или как можно короче, | или как можно приятнее.
Афоризмы европейских писателей и мыслителей
21. Красноречие | – это искусство говорить так, | чтобы те, к кому мы обращаемся, | слушали не только без труда, но и с удовольствием, | и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, | они захотели поглубже в нее вникнуть.
22. Истинное красноречие | – это умение сказать все, что нужно, | и не больше, чем нужно.
23. Говорить много и хорошо | есть дар острого ума; | говорить мало и хорошо | есть свойствомудрого; | говорить много и худо | означает дурака; | говорить мало и худо | есть знак безумца.
24. Долой красноречие, которое привлекает только к себе самому, | а не к стоящим за ним вещам!
25. Но разве не правда, | что звонкая цитата соблазняет нас больше, | чем правдивая речь?
26. Есть области, | в которых посредственность невыносима: | поэзия, музыка, ораторское искусство.
27. Конечная цель красноречия | – убеждать людей…
28. Благодаря красноречию | нас может пленить человек, | на коего мы обычно не обращаем внимания.
29. Нетрудно заметить, | что даже наше время по характеру просвещения | во многом совершенно отличается от древнего периода, | и если мы обогнали древние народы в области философии, | то всеже, несмотря на всю нашу изысканность, | мы значительно уступаем им в красноречии.
30. Волнующий вопрос | внезапно пробуждает красноречие в человеке.
31. Нет ничего легче, | как отличить человека, который хорошо чувствует, но плохо говорит, | от того, который хорошо говорит и ничего не чувствует.
32. Желающий красно говорить или писать | должен непременно хорошо размышлять | и хороший иметь вкус…
33. Уменье вскользь обронить фразу | – один из важнейших секретов красноречия.
34. Платон, соединяя мудрость с красноречием, | искусно привлекал к себе сердца и дух своихслушателей | не кощунством и хитростями, | но более всего силою истины.
35. Оружие красноречия | требует мудрости и честности.
36. Ораторское искусство пользуется всеми выгодами поэзии | и всеми ее правами…
37. Говори с убеждением |– слова и влияние на слушателей | придут сами собой.
38. Речь, точно так же как и наши поступки, | производит благоприятные впечатления только тогда, | когда она проникнута непринужденностью, простотой и искренностью.
39. Старайся более об истине слов, | нежели о красоте речи.
40. Источник красноречия | – в сердце.
41. Настоящее красноречие состоит в сущности, | но отнюдь не в словах.
42. Одно слово, сказанное прямо от сердца, | действует на наш ум сильнее всяких самых вескихдоказательств | и убедительнее всяких рассуждений, | а особенно, если оно сказано именно тогда, | когда нужно…
43. Нельзя быть красноречивым оратором | без страстного стремления к добру | и свободе.
44. Успех ораторский или литературный | не имеет иного источника, | кроме совершеннойискренности.
45. Хорошо говорить | – значит просто хорошо думать вслух.
46. Животворное слово человека | производит на нас такое действие, | какого не произведут никнига, ни размышления; | оно сильнее потрясает душу, | глубже внедряет в нее впечатления.
47. Письменное слово… | все же более абстрактно и ограниченно, | менее свободно, чем устное, | которому всю его весомость | может придать непосредственно присутствующая личность.
48. Написанное слово | – это бедняк, который пробивает себе путь в свете собственными усилиями, | в то время как устное, живое слово достигает высших должностей | благодаря рекомендациям ее светлости княгини фантазии | и ее камердинеров – глаз и ушей.
49. Лучшей похвалой для оратора | будет, если каждый слышавший его речь, скажет себе: | «А ведь ясам так думал, | он только выразил то, что я чувствовал».
50. Природа делает человека красноречивым, | когда у него большой интерес | или большаястрасть.
51. Главная причина длинных речей | – недостаток правоты в отстаиваемом деле.
52. Великое правило: | если твое немногое не представляет ничего оригинального, | то выскажи егопо крайней мере оригинально.
53. Кто ясно мыслит, | тот ясно и излагает…
54. Если точно знаешь, | что хочешь сказать,| то скажешь хорошо.
55. Пожалуй, в устную речь | можно вложить ещё более тонкий смысл, | чем в письменную.
56. В тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего | имеется не меньше красноречия, | чем в самих словах.
57. Модуляция голоса | – самая прекрасная из всех прелестей красноречия. Это музыка речи.
58. И хорошие ораторы, | когда хотят убедить в чем-нибудь своих слушателей, | всегда сопровождаютруками свои слова, | хотя некоторые глупцы не заботятся о таком украшении | и кажутся на своейтрибуне | деревянными статуями…
59. Когда речь состоит из жарких движений, живых восклицаний и разнообразных изменений голоса, | то воображение имеет более работы | и страсти трогаются сильнее.
60. Можно языком говорить одно, | а лицом и жестами | выражать прямо противоположное.
61. Жесты и манеры | должны являться как невольное последствие сердечных движений, | а не наоборот…
62. Выгода устной передачи та, | что слушатель чувствует душу говорящего.
63. Изустное слово | всегда плодотворнее письменного: | оно живит слушающего и говорящего.
64. Для того, чтобы речь производила надлежащее впечатление, | она должна быть проникнутатеплотой…
65. Не всегда важно – что говорят,| но всегда важно, как говорят.
66. Мы должны говорить языком простым, | чтобы нас сразу понимали.
67. Чтобы серьезно увлечь аудиторию, | «заразить» ее своей мыслью и эмоцией, | нужно превратить авторский текст | в свои собственные слова.
Афоризмы, цитаты мыслителей Древнего мира
1. Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, | он должен быть человекомсправедливым | и сведущим в делах справедливости.
Платон
2. Долг оратора |– говорить правду.
Платон
3. Красноречие | есть искусство управлять умами.
Платон
4. В чем состоит искусство речей: | они не должны быть ни длинными, | ни краткими, | но в меру.
Платон
5. Речи достойного человека | всегда направлены к высшему благу, | он никогда не станет говоритьнаобум.
Платон
6. Красноречие принадлежит к тем искусствам, | которые все совершают и всего достигают словом… Ведь оно собрало и держит в своих руках, | можно сказать, силы всех искусств!
Платон
7. Оратор должен стоять, | как вооруженный воин в строю, |решать дела великой важности | и всегдастремиться к победе.
Квинтилиан
8. Оратор красноречив только тогда, | когда кажется всем, | что он говорит правду.
Квинтилиан
9. Как яствам | умеренное количество соли | придает некоторую приятность, | так и острое изречение| производит охоту слушать.
Квинтилиан
10. Оратор лишь тот, | кто в состоянии говорить о каждом вопросе красиво, | изящно и убедительно, | сообразно важности предметов, | на пользу времени | и в удовольствие слушателей.
Тацит
11. Величайшее из достоинств оратора |– не только сказать то, что нужно, | но и не сказать того, что не нужно.
Цицерон
12. Что касается упражнений | для развития голоса, дыхания, телодвижений и, наконец, языка, | то для них нужны не столько правила науки, | сколько труд.
Цицерон
13. Особенно важно остроумие для оратора потому, | что оно смягчает и ослабляет суровость и строгость, | и оратор шуткой и смехом | часто разрушает тягостные обвинения, | которые не легкоразрешаются доказательствами.
Цицерон
14. Заговори, | чтобы я тебя увидел.
Сократ
15. Не то хорошо,| когда кричат великим голосом, | но то велико, | когда говорят хорошо.
Демосфен
16. Все, что намерен ты сказать, | рассмотри прежде в уме твоем, | ибо у многих | язык предваряет и самую мысль.
Исократ
17. Есть три причины, | возбуждающие доверие к говорящему, | потому что есть именно стольковещей, | в силу которых мы верим без доказательств, | - это разум, добродетель и благорасположение…
Аристотель
18. Слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, | если даже он не говорит ничегоосновательного.
Аристотель
19. Много говорить и много сказать | не есть одно и тоже.
Софокл
20. Или как можно короче, | или как можно приятнее.
Плутарх
Афоризмы европейских писателей и мыслителей
21. Красноречие | – это искусство говорить так, | чтобы те, к кому мы обращаемся, | слушали не только без труда, но и с удовольствием, | и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, | они захотели поглубже в нее вникнуть.
Паскаль
22. Истинное красноречие | – это умение сказать все, что нужно, | и не больше, чем нужно.
Ларошфуко
23. Говорить много и хорошо | есть дар острого ума; | говорить мало и хорошо | есть свойствомудрого; | говорить много и худо | означает дурака; | говорить мало и худо | есть знак безумца.
Ларошфуко
24. Долой красноречие, которое привлекает только к себе самому, | а не к стоящим за ним вещам!
Монтень
25. Но разве не правда, | что звонкая цитата соблазняет нас больше, | чем правдивая речь?
Монтень
26. Есть области, | в которых посредственность невыносима: | поэзия, музыка, ораторское искусство.
Лабрюйер
27. Конечная цель красноречия | – убеждать людей…
Честерфилд
28. Благодаря красноречию | нас может пленить человек, | на коего мы обычно не обращаем внимания.
Жан Жак Руссо
29. Нетрудно заметить, | что даже наше время по характеру просвещения | во многом совершенно отличается от древнего периода, | и если мы обогнали древние народы в области философии, | то всеже, несмотря на всю нашу изысканность, | мы значительно уступаем им в красноречии.
Юм
30. Волнующий вопрос | внезапно пробуждает красноречие в человеке.
Дидро
31. Нет ничего легче, | как отличить человека, который хорошо чувствует, но плохо говорит, | от того, который хорошо говорит и ничего не чувствует.
Дидро
32. Желающий красно говорить или писать | должен непременно хорошо размышлять | и хороший иметь вкус…
Зульцер
33. Уменье вскользь обронить фразу | – один из важнейших секретов красноречия.
Шамфор
34. Платон, соединяя мудрость с красноречием, | искусно привлекал к себе сердца и дух своихслушателей | не кощунством и хитростями, | но более всего силою истины.
Виланд
35. Оружие красноречия | требует мудрости и честности.
Сегюр
36. Ораторское искусство пользуется всеми выгодами поэзии | и всеми ее правами…
Гёте
37. Говори с убеждением |– слова и влияние на слушателей | придут сами собой.
Гёте
38. Речь, точно так же как и наши поступки, | производит благоприятные впечатления только тогда, | когда она проникнута непринужденностью, простотой и искренностью.
Вейсс
39. Старайся более об истине слов, | нежели о красоте речи.
Эккартсгаузен
40. Источник красноречия | – в сердце.
Милль
41. Настоящее красноречие состоит в сущности, | но отнюдь не в словах.
Сент-Бёв
42. Одно слово, сказанное прямо от сердца, | действует на наш ум сильнее всяких самых вескихдоказательств | и убедительнее всяких рассуждений, | а особенно, если оно сказано именно тогда, | когда нужно…
Амиель
43. Нельзя быть красноречивым оратором | без страстного стремления к добру | и свободе.
Ренан
44. Успех ораторский или литературный | не имеет иного источника, | кроме совершеннойискренности.
Ренан
45. Хорошо говорить | – значит просто хорошо думать вслух.
Ренан
46. Животворное слово человека | производит на нас такое действие, | какого не произведут никнига, ни размышления; | оно сильнее потрясает душу, | глубже внедряет в нее впечатления.
Пеллико
47. Письменное слово… | все же более абстрактно и ограниченно, | менее свободно, чем устное, | которому всю его весомость | может придать непосредственно присутствующая личность.
Фейербах
48. Написанное слово | – это бедняк, который пробивает себе путь в свете собственными усилиями, | в то время как устное, живое слово достигает высших должностей | благодаря рекомендациям ее светлости княгини фантазии | и ее камердинеров – глаз и ушей.
Фейербах
49. Лучшей похвалой для оратора | будет, если каждый слышавший его речь, скажет себе: | «А ведь ясам так думал, | он только выразил то, что я чувствовал».
Виолле ле Дюк
50. Природа делает человека красноречивым, | когда у него большой интерес | или большаястрасть.
Вольтер
51. Главная причина длинных речей | – недостаток правоты в отстаиваемом деле.
Гильти
52. Великое правило: | если твое немногое не представляет ничего оригинального, | то выскажи егопо крайней мере оригинально.
Лихтенберг
53. Кто ясно мыслит, | тот ясно и излагает…
Шопенгауэр
54. Если точно знаешь, | что хочешь сказать,| то скажешь хорошо.
Флобер
55. Пожалуй, в устную речь | можно вложить ещё более тонкий смысл, | чем в письменную.
Лабрюйер
56. В тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего | имеется не меньше красноречия, | чем в самих словах.
Лабрюйер
57. Модуляция голоса | – самая прекрасная из всех прелестей красноречия. Это музыка речи.
Гаррис
58. И хорошие ораторы, | когда хотят убедить в чем-нибудь своих слушателей, | всегда сопровождаютруками свои слова, | хотя некоторые глупцы не заботятся о таком украшении | и кажутся на своейтрибуне | деревянными статуями…
Леонардо да Винчи
59. Когда речь состоит из жарких движений, живых восклицаний и разнообразных изменений голоса, | то воображение имеет более работы | и страсти трогаются сильнее.
Блэр
60. Можно языком говорить одно, | а лицом и жестами | выражать прямо противоположное.
Ньево
61. Жесты и манеры | должны являться как невольное последствие сердечных движений, | а не наоборот…
Вейсс
Афоризмы, высказывания русских мыслителей, писателей
62. Выгода устной передачи та, | что слушатель чувствует душу говорящего.
Л. Толстой
63. Изустное слово | всегда плодотворнее письменного: | оно живит слушающего и говорящего.
А. Кони
64. Для того, чтобы речь производила надлежащее впечатление, | она должна быть проникнутатеплотой…
Абрамов
65. Не всегда важно – что говорят,| но всегда важно, как говорят.
М. Горький
66. Мы должны говорить языком простым, | чтобы нас сразу понимали.
Д. Бедный
67. Чтобы серьезно увлечь аудиторию, | «заразить» ее своей мыслью и эмоцией, | нужно превратить авторский текст | в свои собственные слова.
В. Аксенов
Список использованной литературы:
Абакумов В.И. и Буткевич В.Г. Об ораторском искусстве. (Сборник изречений и афоризмов). М., «Знание», 1980.
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 6-е изд., М., Рус.яз., 1985.
Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке: Словарь ударений. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М., 1975.
Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001
Ковалев В.П. Выразительные средства художественной речи. - Киев : Рад. шк., 1985.
Абакумов В.И. и Буткевич В.Г. Об ораторском искусстве. (Сборник изречений и афоризмов). М., «Знание», 1980.
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 6-е изд., М., Рус.яз., 1985.
Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке: Словарь ударений. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М., 1975.
Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001
Ковалев В.П. Выразительные средства художественной речи. - Киев : Рад. шк., 1985.
Комментариев нет:
Отправить комментарий